Навигация
Календарь
Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Интересное

Герои под парусами. Российские парусники в преддверии великой Победы | История | Общество | Аргументы и Факты

Герои под парусами. Российские парусники в преддверии великой Победы

Сколько больших парусников осталось в России и где они?

Рассказ о парусниках, которые бороздят просторы морей и океанов под флагом России, нужно начинать с самого старейшего российского четырёхмачтового барка «Седов». Этот парусник был построен в Германии на судоверфи в городе Киле и спущен на воду 14 февраля 1921. В момент своего появления на свет он был назван «Магдалена Виннен 11». В годы Второй мировой войны входил в состав вспомогательного флота фашистской Германии и перевозил военные грузы. По решению Потсдамской конференции о репарациях в декабре 1945 года барк был передан Советскому Союзу и получил новое название в память о русском гидрографе и полярном исследователе Георгии Яковлевиче Седове. За время службы в качестве учебного судна на барке «Седов» прошло судовую практику не одно поколение российских моряков. И в настоящее время красавец барк, который является самым крупным учебным парусником в мире (водоизмещение 7320 тонн), бороздит моря и океаны планеты.

Барк Крузенштерн

Барк «Крузенштерн». Фото: www.russianlook.com

Вторым по возрасту среди российских парусников считается четырёхмачтовый барк «Крузенштерн». Он был построен на судостроительной верфи в городе Везермюнде (ныне Бремерхафен) в Германии и спущен на воду в 1926 году. До войны он использовался как грузовое судно, его трюмы принимали до 4 тысяч тонн угля. В 1946 году, как и барк «Седов», он был передан Советскому Союзу и переименован в честь российского мореплавателя и адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна, руководителя первой Российской кругосветной экспедиции.

Барк Седов

Барк «Седов». Фото: www.russianlook.com

Особое место среди российских парусников послевоенного периода занимает барк «Товарищ». В 1933 году на Гамбургской судостроительной верфи был построен трёхмачтовый учебный барк «Горх Фок» по заказу германского Имперского флота. Парусник оказался надёжным, устойчивым и маневренным. «Горх Фок» стал образцом для целой серии из шести немецких парусников, построенных в период с 1936 по 1958 годы. Начиная с 1934 года вышеназванный барк использовался в учебных целях, совершая походы по Атлантике, Северному и Балтийскому морям. После начала Второй мировой войны «Горх Фок» и его побратимы служили канцеляриями и казармами в германских портах. В конце войны парусник отбуксировали к острову Рюген, где 30 апреля 1945 года по приказу немецкого командования он был подорван и затонул. По решению Потсдамской конференции о репарациях в числе других судов парусник «Горх Фок» был передан Советскому Союзу. В 1947 году корабль был поднят со дна моря и за 4 года был капитально отремонтирован. Ещё находясь в Германии на капитальном ремонте, парусник получил рынду с именем «Товарищ», которое корабль унаследовал от первого учебного парусника на Чёрном море, погибшего в годы Великой Отечественной войны в порту города Мариуполь.

В 1950 году барк «Товарищ» пришёл в порт Лиепае в Латвии, а 8 июля 1951 года судно вышло в свой первый поход под советским флагом. Путь его лежал к берегам Чёрного моря, где парусник начал служить как учебное судно для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона. За время своей службы под флагом СССР барк «Товарищ» неоднократно совершал длительные походы, наносил официальные визиты в другие государства, участвовал в парусных регатах и побеждал. Более 500 тысяч миль и порты 86 стран остались за кормой барка. Корабль сыграл несколько «ролей» в фильмах. Снимался в кинокартинах «Максимка», «Алые паруса», «Остров сокровищ», «Капитан Немо», «Узник замка Иф».

Барк Горх Фок

Барк «Горх Фок». Фото: www.globallookpress.com

Но вскоре паруснику стало не до кино. После распада Советского Союза и раздела Черноморского флота «Товарищ» перешёл в собственность Министерства образования Украины. Прослуживший до 1995 года под флагом Украины, барк был направлен в Англию на капитальный ремонт, где простоял три года. Требуемых для ремонта 3 млн долларов у Украины не нашлось. По предложению немецкой «Организации друзей парусного флота» парусник был прибуксирован из Англии в немецкий порт Вильгельмхафен, где принял участие в международной выставке «Экспо-2000». В 2003 году наступил закономерный финал: корабль был продан за 500 тысяч евро той же «Организации друзей парусного флота». В настоящее время «Горх Фок 1» (так теперь называется бывший «Товарищ») используется как корабль-музей для проведения банкетов и других церемоний. Эта история болью отдаётся в сердцах моряков-ветеранов, прошедших на «Товарище» судовую практику или служивших на нём.

Из других, подобных «Товарищу», парусников в строю осталось три: американский барк «Игл» (бывший «Хорст Вессель»), полученный по репарации, румынский «Мирча», построенный по заказу Бухареста в 1939 году, и немецкий «Горх Фок 11», последний из этой серии, спущенный на воду в 1958 году.

Шли годы, и необходимость в учебных парусных судах всё возрастала. Ветераны «Седов», «Крузенштерн» и «Товарищ» уже не могли обеспечить практику кадетам морских ВУЗов стремительно развивающейся страны.

12 августа 1981 года в Польской Народной республике на воду был спущен учебный парусный корабль (часто корабли этой серии называют фрегатами). Парусник был построен на Гданьской судоверфи имени Ленина на средства, собранные польской молодёжью для Морской академии в городе Гдыня. Фрегат «Дар молодёжи» участвовал во многих регатах и неоднократно одерживал победы среди парусников мира. В настоящее время ветеран польского флота находится на вечной стоянке как мемориальный корабль.

Фрегат «Дар молодёжи». Источник: Public Domain

Этот парусник стал образцом для серии учебных парусных фрегатов, построенных для Советского Союза в девяностые годы прошлого века. Все корабли строились на Гданьской судоверфи под руководством конструктора Зигмунда Хорена. Серия состояла из пяти парусников: «Дружба», «Мир», «Херсонес», «Паллада» и «Надежда». Судьба этих красивых учебных парусников в постсоветском пространстве различна. При разделе Черноморского флота фрегаты «Дружба» и «Херсонес» отошли к Украине. В 1992 году «Дружбу» перегнали в Итальянский порт Мессина, где она была переоборудована под круизную яхту. С начала 21 век красавец парусник стоит на приколе в порту Одессы и используется для практики кадетов младших курсов.

Более трагична судьба «Херсонеса». После раздела флота до 2006 года на условиях аренды фрегат использовался как круизное судно. С 2006 года из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем судно находилось в отстое в порту Керчь. За эти годы парусник потерял былой нарядный вид, металлические детали заржавели, многие предметы интерьера были украдены. После присоединения Крыма к России забрезжила надежда, что «Херсонес», принадлежащий Керченскому морскому технологическому университету, будет восстановлен и снова поднимет паруса над своим красно-золотистым корпусом.

Фрегат «Херсонес». Источник: Public Domain

Совершенно другая, счастливая судьба ожидала учебные парусники, которые остались в России. Учебный парусный фрегат «Мир» был спущен на воду в 1987 году. С момента спуска на воду корабль неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах, в том числе выиграл регату «Катти Сарк». «Мир» считается самым быстрым парусником в мире. Официально зарегистрированная максимальная скорость этого корабля под парусами 21 узел (38,9 км/ч). Побратим «Мира», учебный фрегат «Надежда» был спущен на воду в 1991 году. Свое имя фрегат получил в честь одноимённого шлюпа, совершившего в составе экспедиции Крузенштерна первое кругосветное путешествие в истории русского флота. За время службы «Надежда» каждый год совершает походы с кадетами морских учебных заведений Владивостока.

Учебный парусный фрегат Мир

Учебный парусный фрегат «Мир». Фото: www.globallookpress.com

«Паллада»

А теперь более подробно о «Палладе», которая была спущена на воду в 1989 году. Своё название корабль получил в честь фрегата, который в 1852–1855 годах совершил плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский и Тихий океаны к берегам Японии. В этом плавании участвовал писатель Иван Гончаров, в дальнейшем написавший роман в виде путевых заметок «Фрегат "Паллада"». Имя древнегреческой богини Афины Паллады, богини-воительницы, хранительницы городов и защитницы героев, также носили крейсеры русского военного флота: бронепалубный крейсер, который погиб при обороне Порт-Артура во время Русско-Японской войны, и броненосный крейсер, подорвавшийся на мине в годы Первой мировой войны на Балтике. В настоящее время фрегат используется как парусное учебное и как научно-исследовательское судно. Во время кругосветного путешествия в 20072008 годах парусник пересёк экватор и побывал в портах более чем 20 государств.

Фрегат Паллада

Фрегат «Паллада». Фото: www.russianlook.com

В наступившем году и остальные учебные парусники примут участие в праздничных мероприятиях. Так, ветеран парусного флота барк «Крузенштерн» зайдёт в города-герои Севастополь, Керчь, Новороссийск, Мурманск и город воинской славы Архангельск. Эти места до сих пор хранят следы подвигов российских моряков. В портах пройдут мероприятия «открытого борта», встречи с ветеранами, посещение памятных мест. 9 мая, день Победы, «Крузенштерн» встретит в морской столице России Санкт-Петербурге. Барк «Седов» посетит порты Северной Атлантики, где проходили военные действия во время Второй мировой войны: Кронштадт, Клайпеда (Литва), Дюнкерк (Франция), Ливерпуль (Великобритания), Рейкьявик (Исландия), Киркенес, мыс Нордкап (Норвегия), Мурманск. В ходе плаваний судно выйдет в район гибели сторожевого корабля «Туман», подводных лодок К-278 «Комсомолец» и К-141 «Курск», где будут опущены в воду венки.

Морякам часто задают вопрос — почему в век атомной энергии и нанотехнологий, покорения космоса и глубин мирового океана, курсанты все равно проходят судовую практику на парусниках? Часто капитаны отвечают фразой легендарного адмирала Степана Макарова: «Кто не плавал под парусами, тот не моряк!».